Майков
и Дюжев отвечают на вопросы:
Они спустились в зал Астраханского Музыкального театра из-за кулис спокойно,
не в пример тому, как полтора часа до этого вылетели на сцену перед полным
зрительным залом. Теперь же они были внутренне собраны и сосредоточены, как
перед трудной разборкой из сериала, который их прославил.
- Ребята, говорят, "Бригада" самый высокобюджетный фильм за последнее время.
Вам хорошо заплатили?
Павел МАЙКОВ: - Я не буду на этот вопрос отвечать…
- Значит, нормально… При создании образов в фильме "Бригада" общались с
криминальными авторитетами?
Дмитрий ДЮЖЕВ: Нет. Ну, откуда. Если артисту космонавта играть, он же не
летает в космос. Воображение, книги, история, телевизор.
П.М.: Все было по наитию там. А потом мы же смотрели "Однажды в Америке", "Крестный
отец". И что с ними общаться, когда они на каждом шагу.
- Не боитесь, что вам будут подражать подрастающее поколение, те, кому
сегодня 13, 14, 15 лет?
П.М.: Смотря в чем.
- В том плохом, что было в фильме...
П.М.: Это зависит от воспитания. Ведь если бы даже человек посмотрел "Спокойной
ночи, малыши" и если у него мозги не в порядке, то он создаст группу,
назовет Хрюшей и Степашей и пойдет убивать людей. Банда - это не то, как ты
ее назовешь, а в подоплеке. Мы же не хотели сказать, что ребята, давайте
всех убивайте, мочите, это круто. Никого не ставьте ни во что. Я думаю, что
мой ребенок так не сделает.
- Вам не кажется, что в этом сериале некорректное отношение к милиции?
П.М.: Я объясню. Можно было сделать как в "Убойной силе". Так же здорово.
Вам не обидно, вы смотрите "Убойную силу" и там милиционеров постоянно в
клоунов превращают…. Кроме Хабенского, он пытается сделать какой-то образ
мужчины. А все остальные… Ну, вот я смотрю: они бегают по кругу и начинают
задыхаться, падать, не могут отжаться ни одного раза. Кто захочет им
подражать?..
- А вашему главному герою и его друзьям разве никто не захочет подражать?
П.М.: А зачем воспринимать искусство как учебник? Искусство - это
наслаждение, это нужно смотреть, это нужно слушать. Если ты хочешь поучиться
чему-то, надо идти в школу милиции, в институт. Там учат, а здесь людей
развлекают.
Д.Д.: Задача художника отвечать на вопросы, а не их задавать, поэтому этой
темой мы и задали вопрос: "Хотите вы так жить?". Если можно так сказать,
основные почитатели этой темы - двенадцати, тринадцатилетние. С их
родителями подобное же происходит, и если родители допускают, чтобы дети
смотрели это, то нужно объяснить обязательно молодому человеку, что и почему.
Поэтому мы, как художники, задаем этот вопрос и сейчас оправдываться, что,
мол, нет-нет, мы хотим сказать, что все по-другому. Ну, не имеет смысла. Об
этом тогда директоры, продюсеры должны рассказывать. А мы художники, мы
сыграли роль. Я ее сыграл так, как ее представляю, так, как я видел.
Собирательный некий образ моего воображения. И я его оправдал в его финале,
в том, что он не хотел учиться, не хотел семьи, он жил, унижая, оскорбляя
людей, повышая тем самым авторитет, зарабатывая деньги, получал женщин,
наслаждения. Пожалуй, только наслаждения. Перед храмом и верой я оправдан. Я
честен. Я не чувствую себя виновным. А ведь очень грустно, когда печатают в
прессе, печатают в интернете, говорят про то, что, посмотрев ваш сериал,
пошли по вашим стопам.
П.М.: Люди, нынешние бандиты, они смотрели наши старые добрые фильмы. И это
не помешало им стать преступниками. Не помешало пиратам в восемнадцатом веке,
тогда, кстати, не было "Бригады", не помешало убивать и резать. Это вопрос
философии, чести. Когда я делаю розетку в доме, я говорю сыну, что нельзя
совать туда пальцы. Если я не объяснил, а его убило током, я дурак. Это дело
личной философии.
- Ребята, "Бригада" - фильм успешный, бесспорно. Многие зрители воспринимают
вас, как Космоса, Пчелу. Вы не боитесь, что и продюсеры, и режиссеры начнут
видеть вас именно в этом образе. Повесят на вас определенный ярлык?
Д.Д.: Нет, я не боюсь, потому что люди искусства понимают, что это профессия.
Так приятно, что люди других профессий принимают сыгранную роль за чистую
монету и не верят, что это артисты, а верят, что это такой персонаж. Я не
понимаю, отчего это происходит. Может быть, надо больше прессе и телевидению
говорить о том, что есть профессия - актер, есть их персонажи и есть их
личная жизнь, которая не должна никого касаться.
- То есть, вы не боитесь стать типажами?
Д.Д.: Я не боюсь стать потому, что скоро у нас совместно с Пашей предстоит
большая работа, другой тематики, другие персонажи, не менее интересные роли,
поэтому, я думаю, что не боюсь…
- Кстати, от настоящего криминалитета никаких откликов не было? Нормально,
ненормально, понравилось, не понравилось?
П.М.: Письмо было из зоны. Парень написал, что в моем герое он себя
полностью узнал…
- А как вы относитесь к прессе?
П.М.: К хорошей - хорошо, к плохой - плохо.
- А какая из них плохая, какая хорошая? Ваше понимание.
П.М.: Пресса, которая ставит цель найти в актере не человека, а "с кем он
там спит?", "мужчин, наверное, любит", "замечали его в кругу каких-то
странных особ", "нажрался позавчера". Такую газету вам будет интересно
читать?..
Д.Д.: Кстати, могут и вообще не спрашивать, а просто написать…
- Даже так бывает? И о вас уже было?
Д.Д.: Да, вот в одной газете я прочитал, будто бы я отвечаю на какие-то
вопросы, хотя я о них и слыхом не слыхивал. Было очень интересно…
- Да, но ведь это подсудно.
П.М.: Это подсудно, но, с другой стороны, кто будет судиться, я, он (показывает
на Дмитрия), все эти дрязги, тяжбы…
- То есть, вы дадите им еще повод для того, чтобы...
Д.Д.: Уже было три повода.
П.М.: Пускай пишут. Хорошую прессу я читаю. А когда пишут, что Киркоров спит
с пингвином или появились пчелы-мутанты - это не интересно.
- Будет ли продолжение сериала, о чем в последнее время много пишут в желтой
прессе? И если да, будете ли вы в нем сниматься?
П.М.: В принципе, хороший сценарист мог бы сказать, что все это было
инсценировано, что все было специально, что Пчела и Космос живы. Но если
сняться в "Бригаде-2", то сломать потом стереотип братка будет сложно, я им
останусь на всю жизнь, как прекрасный актер с трагической судьбой Александр
Демьяненко на всю жизнь остался Шуриком...
- Дмитрий, а твое мнение?
Д.Д.: Надо рассматривать все предложения.
- То есть, возможны варианты. И не страшит то, что потом будут узнавать как
какого-то криминального киноавторитета?
Д.Д.: Знаете, бояться - грех, а так как мы все хотим попасть в рай, надо
рассматривать предложения.
- Вы человек верующий, судя по вашим словам?
Д.Д.: Да.
- А вы, Павел?
П.М.: Да.
- Дмитрий, как вам то, что в Астрахани, в вашем родном городе, вас любят,
вас знают, вас уважают, пищат от восторга? Вам это не мешает?
Д.Д: Пока не мешает.
- А знакомые вспоминают вас?
Д.Д.: Конечно, вспоминают все, с кем был знаком. Много звонят, напоминают,
что когда-то где-то учились вместе, общались...
- А не устаете от этого?
П.М.: Ну как можно от этого устать? Ведь ты на это идешь сознательно, когда
становишься актером. Если кто-то говорит, что он не хочет славы, почитания,
то либо он очень простой, либо он дурак. Почему же ты тогда пошел в артисты?
Шел бы в другую профессию, просто где-нибудь зарабатывал деньги.
- Павел, Астрахань посмотрели?
П.М.: Да, Дима с его мамой мне город показали. Я видел Кремль, правда только
снаружи, видел какой-то очень красивый храм.
- А икрой-то накормили?
П.М.: Накормили.
- А в Астрахань еще приедете?
Д.Д.: Мы приедем весной, Паша с женой приедет отдыхать, и привезем новую
программу, рассчитанную на разную аудиторию…
|
ВЛАДИМИР ВДОВИЧЕНКОВ:
ПОРТОС ИЗ "БРИГАДЫ"
Дружба не продается. Ее нельзя променять ни на деньги,
ни на славу. Это принципы героя сериала "Бригада" Валерия Филатова по кличке
Фил. По этим принципам живет и актер Владимир Вдовиченков.
- Ваша актерская карьера сейчас на взлете. За сериалом "Бригада" последовали
роль графа Орлова в спектакле "Царская охота", новый сериал "Звездочет" и
многие другие предложения. Это признание таланта или просто везение?
- Думаю, что это судьба, стечение обстоятельств. Я оказался в нужное время в
нужном месте. Действительно, сериал "Бригада" имел успех, но моя заслуга в
этом минимальная. Я не понимаю: почему вдруг стал так всем интересен? Раньше
же никому до меня дела не было - жил себе и все. А сейчас такая популярность…
Наверное, просто звезды совпали. Сейчас на фестивале "Кинотавр" показали
картину "Бумер", где я играл главную роль. Говорят, она имела там большой
успех. Это криминальная история о четырех друзьях, которые попадают в
переделку и в конце погибают. Меня всегда почему-то в конце убивают.
- Бандит Фил, граф Орлов… Персонажи, надо сказать, не самые добрые и
романтичные. А в роли Гамлета вы себя можете представить?
- Я не думал об этом никогда. У меня, в отличии от многих артистов, не было
мечты сыграть Гамлета. Скажем так: я бы, наверное, сыграл его, но смотря в
чьей постановке. Хотя я не уверен, что это моя роль. У меня нет ощущения,
что если не сыграю что-то, то моя актерская судьба не сложится.
- Роль откладывает отпечаток на жизнь, характер?
- Да. Если ты удачно сыграл роль, то начинаешь более уверенно себя
чувствовать. Меняется отношения к миру. Понимаешь, что ты в этом мире что-то
значишь. И, возможно, начинаешь больше понимать самого себя. Потому что
когда работаешь над ролью, черты своего персонажа ищешь в себе.
- Всегда находите?
- Нет, не всегда. Очень часто не нахожу оправданий каким-то поступкам моего
героя. Я пытаюсь включить магическое "если бы". Вот если бы это произошло со
мной, то тогда я поступил бы так-то. В спектакле "Царская охота" мой
персонаж предает любимого человека. Я в жизни, наверное, не смог бы так
поступить. Я - другой человек и лучше бы рискнул карьерой, нежели любовью.
Но мой персонаж делает наоборот. И мне приходится его оправдывать.
- А Фила оправдывали?
- Да. Фил - хороший парень! Серьезный и положительный. Чего его оправдывать,
когда он все делал правильно, пытался всех помирить. Ему не нравилось, что
из-за денег, из-за власти друзья могли расстаться. Это не в его характере.
Он, наверное, единственный понимал, что все это закончится плачевно, и все
равно до конца сохранял верность идеалам, пусть наивным.
- Появление "Бригады" на экранах было встречено неоднозначно…
- Мне кажется, что этот фильм был нужен, и он никоим образом не прославляет
криминал. Люди попали в эту ситуацию и решали проблемы по-своему. Авторы
попробовали рассказать об этом без особой чернухи или приукрашивания, так,
как есть. Вообще это один из немногих фильмов, который подводит определенную
черту под эпохой, под ситуацией.
- Кажется, у Фила, единственного из "Бригады", была профессия…
- Каскадер - это скорее призвание, а не профессия. Каскадеры - люди
спокойные и уравновешенные, потому что весь свой адреналин они выбрасывают
на работе. А так как попытка выбросить адреналин всегда присутствует, то Фил
говорил: "Мои друзья делали это иначе". И все его понимали.
- Если бы Фил не погиб, как бы сложилась его жизнь?
- Не знаю. Когда я прочел сценарий и понял, что Фил погибает, я играл
человека, обреченного на гибель. Я даже не фантазировал о его будущей жизни.
Он не мог остаться живым. Когда смотрели "Бригаду", моя жена Наташа все
время волновалась: "Ну чего… ты-то жив останешься?" Я говорю: "Наташа, вот
же я - рядом с тобой!"
- Сцена, где ваш персонаж лежит в коме, давалась трудно?
- Это была самая легкая сцена за весь сериал. Лежишь и ничего не делаешь.
Было спокойно. Я отдыхал, спал. Никакого внутреннего монолога Фила в этот
момент не придумывал. Ну, лежит такой овощ и лежит. Впервые мне
представилась возможность играть с партнером, просто тупо за ним наблюдая.
Это очень интересно, когда человек играет с тобой в диалоге, но по сути
своей произносит монолог. Смотрит твою оценку, а ты не имеешь права в этот
момент даже шелохнуться. Да и не хочется ничего говорить. Я как-то подумал,
что самое замечательное - когда в отношении с близким человеком можно
помолчать. И, не говоря ничего друг другу, понимаешь, находишься на одной
волне. Мне кажется, это высший пилотаж в дружбе, в любви. Я очень часто
наблюдал, когда старые люди сидят на скамейке и ни о чем не разговаривают.
Такой у них при этом покой… И в этой сцене у нас получилось: когда приходят
Белый, Космос, Пчела, Оля, разговаривают со мной и не ждут ответа. Это было
здорово.
- В жизни с близким человеком вам удается настроиться на одну волну и
молчать?
- Пока еще нет. Но я надеюсь, что это будет скоро. Пока же вынужден всегда
говорить, в чем-то убеждать. Я понимаю, что не надо. Но внутри меня столько
всего, что очень хочется вылить свои переживания, желания. А уж если
говорить о том, что тяжело мне давалось во время съемок сериала "Бригада",
так это, скажем так, "психологическая" разборка с Сергеем Безруковым. Мы
снимали сцену, когда после покушения остаемся с Белым наедине в квартире.
Нужно было показать, что ты чувствуешь к человеку, которому доверял всю
жизнь, а он в тебе начинает сомневаться. Было очень трудно - морально,
психологически работать над этим. Приходилось давать в челюсть Сереже
по-настоящему. А драться я умею. В юности занимался боксом, поэтому, когда
прочитал в сценарии будущего сериала, что артист должен обладать достаточной
физической подготовкой, понял, что это мое.
- Вам не кажется, что сериал "Бригада" чем-то похож на роман Дюма "Три
мушкетера"? Если да, то кто вы в четверке мушкетеров?
- Есть такая параллель. А я, скорее всего, Портос. Немножко увалень, который
имеет свое мнение. Хотя нельзя разложить нашу четверку и четверку мушкетеров
в точности. Потому что Саша Белый скорее смесь Атоса с Д'Артаньяном, Космос
- смесь Арамиса с Д'Артаньяном. А я Портос - не потому, что самый большой и
сильный. А потому, что мягкий и пушистый.
- И драчун, наверное, такой же?
- Драчун. Я был уличным мальчишкой, к сожалению. Начинал учиться в
музыкальной школе и бросил ее. Не смог выучить языки, хотя мечтал об этом. Я
очень любил смотреть телемосты Владимира Познера с Филом Донахью.
Интересовался историей России, Америки, международными отношениями. В классе
был самым активным участником уроков политинформации. Знал все, что
происходит в мире. Но потом и это забросил. Улица внесла свои коррективы.
Появились друзья. Было желание что-то из себя представлять. Проявить
какое-то лидерство на почве знаний у нас было равносильно возможности стать
сильным среди слабых. Но мне хотелось и среди крепких парней быть не
последним человеком.
- Потом вы поступили в мореходную школу и, проработав немного, все бросили.
Почему? Море - это же красиво, романтично…
- Это скучно. Романтика только в книжках. Я учился на кочегара. Работа в
трюме тяжелая и нудная. И потом, я не очень люблю одиночество. Хотя я
человек закрытый, всячески оберегаю свой внутренний мир, но иногда мне нужен
человек для общения.
- Каким вас хотят видеть зрители, пресса, режиссер?
- Все по-разному. Когда роль удалась, зрители хотят, чтобы актер был не
просто актером, а и в жизни походил на своего персонажа. Продюсеры хотят
видеть популярного артиста. Режиссеры мечтают о хорошем, податливом,
пластичном актере, выполняющем задачи, поставленные перед ним. Женщины хотят
видеть мужчину, способного совершить какие-то серьезные поступки и стать для
них надеждой, каменной стеной. Мужчины - своего парня, который с экрана
рассказывает про них. Дети - старшего брата, друга, на которого хотелось бы
равняться. Маленькие девчонки ищут идеал мужчины, принца. А журналисты хотят
видеть и слышать все сразу…
- Актер не должен раскрывать свою душу?
- Ни в коем случае. Зритель, посмотрев игру актера, должен сам додумывать,
что там, внутри, осталось. Ему нужно оставлять почву для размышления.
Поэтому я не очень люблю давать интервью. Раздражают глупые вопросы, когда
пытаются влезть в душу: "Расскажите: кто вы на самом деле?" Да это мое
личное дело! То, что я хочу, я показываю в кино или спектакле. Еще
раздражает неадекватное поведение со стороны поклонников: "Эй, братан,
передавай привет московской братве!" Какой московской братве? Я - артист. А
они не понимают. А ведь сначала кажется, что неглупые люди.
- Театр или кино: где сложнее?
- После каждого спектакля можно проанализировать свою игру, найти ошибки.
Потом, на следующем спектакле, постараться их исправить. В кино сложнее -
снялся один раз, ничего не переделать. Я не могу смотреть фильмы со своим
участием. Замечаю все свои огрехи и страдаю из-за того, что ничего не
изменить. Внутреннее ощущение себя и моего места в этом мире несколько
отличаются от того, что я вижу на экране. Когда я понимаю, что внешние
факторы не совпадают с внутренними, я смотрю на экран и понимаю, что я это
не играл. Я играл что-то другое, но почему получилось именно так?
- Вы снимаетесь в сериале "Тяжелый песок", где играете писателя Анатолия
Рыбакова. Он родился на Арбате, а вы человек приезжий…
- Сначала я об этом думал, переживал, но в итоге это нигде в сценарии не
проявляется. С героем происходят экстраординарные события, и к его "арбатскости"
это никак не относится.
- Вы уже пять лет живете в Москве. Привыкли?
- Да, и очень ее полюбил. Даже уезжая на один день, скучаю.
- У каждого Москва своя: шумная, веселая, ярмарочная, добрая. А у вас она
какая?
- Безграничная. Из ряда американской мечты. Москва - город больших
возможностей, и ты понимаешь, что эти возможности на каждом шагу. Это город-клад.
Нужно только приложить усилия, и ты обязательно что-нибудь найдешь.
Настолько разносторонний, яркий и загадочный город, что его, как женщину, не
познаешь до конца.
- А если предложат ехать в Голливуд, согласитесь?
- Да, сразу же. Голливуд в актерской профессии - это Мекка. Мечта любого
артиста - работать в Голливуде, и не потому, что американское кино лучше,
чем российское, просто больше возможностей. Но это не умаляет достоинств
города Москвы. В идеале я хотел бы жить в Москве, а работать в Голливуде.
- Что в вашем понимании - звезда и считаете ли вы себя таким?
- Звезда - это человек, который, помимо актерских способностей, имеет
определенный образ жизни, вокруг него шумиха. Мне это не очень интересно. Я
еще не такой артист, чтобы называть себ звездой. Надеюсь, что когда-нибудь
стану. А пока… Во мне много огрехов, ошибок.
- У нас есть настоящие звезды?
- Раньше была одна - Любовь Орлова. Она прекрасно играла, пела,
восхитительно выглядела, умела себя преподнести, могла себе позволить
заказывать наряды в Париже. А сейчас наши звезды отличаются лишь своим
образом жизни. А вот чтобы к ним еще прилагались одаренность, талант,
трудоспособность… Не уверен, что это есть. Я слышал, как Армен Джигарханян
рассказывал, что, будучи в Америке, он обратил внимание на Сильвестра
Сталлоне. Все считают его лишь горой мышц, воплощением Рокки - Рэмбо. Но
оказывается, что Сталлоне для поддержания формы проводит в спортзале по 8
часов ежедневно. Он работает над собой и днем, и ночью. Именно поэтому он -
настоящая звезда. У нас таких нет. Вы можете мне назвать хотя бы одного
артиста, который был и талантливым, и работоспособным, имел бы хорошую
фигуру, знал языки, был коммуникабелен?
- Может быть, Валерий Николаев?
- Он действительно подготовленный человек. Но ему еще чего-то не хватает.
Думаю, когда придет время, он станет настоящей звездой. Я встречался с
режиссерами, которые жаловались, что в нашей стране очень трудно сделать
звезду мирового масштаба. У наших актеров всегда какие-нибудь проблемы.
Кто-то выпивает, кто-то ленится, кто-то не знает языка, у кого-то появляются
огромные амбиции. Возможно, это наш менталитет. Наверное, звезд должны
делать специально обученные люди.
- Конечно, профессионалы - это хорошо. Но вот тот же Сталлоне сам качается
ежедневно. А вы можете?
- Я, конечно, стараюсь держать себя в форме, но ежедневно не качаюсь. Но
если это мне понадобится для роли, то буду качаться по 20 часов. Если мне
нужно похудеть или поправиться, я могу это сделать. Если мне нужно выучить
роль на английском языке, я найму репетитора и выучу. Если мне надо чему-то
научиться, я буду этому учиться тогда, когда это нужно.
- Это наш российский менталитет: "если бы" да "когда надо"…
- Точно, точно. Вот поэтому, наверное, я и не звезда.
- Но у вас есть свой агент. Это модно или удобно?
- Это очень удобно. Я уверен, что каждый должен заниматься тем, что он умеет
делать хорошо. Мой агент Ольга работает прекрасно, она легко решает какие-то
вопросы, с которыми я в силу своей эмоциональности или занятости просто не
могу разобраться. Она легко контактирует с людьми, может найти подход к
любому. Я же рублю с плеча, что очень плохо.
- Есть артист, которому вы бы хотели подражать?
- Подражать - нет, но учиться - да. От разных артистов хорошо было бы взять
разное. Например, меня восхищает Армен Джигарханян. Он умеет выдавать
колоссальную внутреннюю энергетику. Мне кажется, я еще не умею этим
пользоваться. Или, например, я завидую тому, как Георгий Тараторкин
тщательно и скрупулезно прорабатывает любые мелочи. Я понимаю, что это важно,
но у меня не хватает усидчивости. Подвижный и легкий Джим Керри может выдать
такие "па", которые в силу зажатости и непластичности мне не под силу.
- Ваши планы на будущее?
- Программа-минимум у меня есть. Я же не принадлежу сам себе, завишу от
группы, от расписания спектакля, съемок. Но жизнь заставляет обустраивать
быт. Нужна была мне машина - купил "БМВ". Сейчас решаю квартирный вопрос,
пытаюсь создать уют. Хотя боюсь привязываться к месту, вещам. Я, конечно, не
перекати поле, люблю домашний семейный уют, но внутреннюю свободу ради быта
потерять не хочу.
- Как отдыхаете?
- Люблю смотреть кино, ездить на машине. Но чаще всего валяюсь на диване и
смотрю телевизор. Больше всего люблю смотреть новости. Пока не пересмотрю их
по всем программам, не успокоюсь. Быть в курсе всех мировых событий - это
осталось еще со школы. Помните, как в фильме "Москва слезам не верит": "А
что в мире делается?" - "Стабильности нет. Террористы опять захватили
самолет". Я из этой серии. Меня можно спросить о любой стране - отвечу на
любой вопрос.
|